1. Щелкните кнопкой мыши на прямоугольнике, означающем видеопереход. Он расположен в верхней части дорожки Video 1 (Видео 1) между клипами Clip05.avi и Image0.jpg.

2. Перейдите на вкладку Effect Controls (Управление эффектом) экрана Source (Источник). На ней расположены элементы управления для изменения свойств выделенного перехода (рис. 4.12).

Рис. 4.12. Элементы управления свойствами видеоперехода

 

Переход Dip To Black (Погрузить в темноту) не содержит никаких настроек. Все, что можно сделать, – это изменить его длительность и позицию относительно границ клипа. Изменим длительность перехода.

3. Щелкните кнопкой мыши на поле Duration (Длительность), введите значение 100 и нажмите клавишу Enter. Установлена длительность перехода, равная одной секунде.

Изменим положение перехода относительно границ клипов. Это свойство может иметь некоторые ограничения – в зависимости от количества кадров, обрезанных в конце текущего и начале следующего клипа.

4. Убедитесь, что в правой части вкладки Effect Controls (Управление эффектом) отображается монтажный стол с тремя дорожками. Верхняя дорожка (А) – это текущий клип, нижняя (В) – следующий, средняя дорожка – видеопереход между клипами.

Примечание

Если монтажный стол на вкладке Effect Controls (Управление эффектом) не отображается, нажмите кнопку Show/Hide Timeline View (Показать/скрыть монтажный стол). Эта кнопка находится в правой верхней части вкладки Effect Controls (Управление эффектом).

5. Перемещайте с помощью мыши прямоугольник, расположенный между дорожками A и B, и смотрите на экран Program (Программа).

6. Содержимое области просмотра экрана разделилось на две части (рис. 4.13).

Рис. 4.13. Два кадра в области просмотра

 

В левой части отображается кадр, с которого начнется действие видеоперехода, а в правой – кадр следующей сцены, которым видеопереход будет закончен.

В данном случае в правом кадре не происходит никаких изменений, так как следующая сцена представляет собой статичную картинку.

7. Переместите прямоугольник между дорожками A и B немного влево. Теперь видеопереход начнется чуть раньше. При этом клип Clip05.avi будет немного подрезан, а клип Image0.jpg – удлинен. Общая длительность фильма при этом не изменится.

Внимание!

Вы можете удлинять видеоклипы, начало или окончание которых ранее было подрезано. В этом случае можно удлинить клип не более чем на количество подрезанных кадров. Статичные же картинки можно удлинять на любое количество кадров.

Между клипом Image0.jpg и следующим клипом последовательности применим переход Flip Over (Вращение).

1. Раскройте группу переходов 3D Motion (Трехмерное движение).

2. Перетащите переход Flip Over (Вращение) из группы 3D Motion (Трехмерное движение) и поместите его между клипами Image0.jpg и Clip04.avi.

3. Воспроизведите фрагмент видео с добавленным переходом. Эффект этого перехода заключается в повороте изображения в конце сцены вокруг вертикальной оси на 180°. При этом на обратной стороне кадра уже воспроизводится начало следующей сцены (рис. 4.14).

Рис. 4.14. Переход Flip Over (Вращение) в действии

 

4. Щелкните на добавленном переходе на видеодорожке, чтобы отобразить его свойства на вкладке Effect Controls (Управление эффектом). Данный видеопереход содержит небольшое количество параметров.

5. Нажмите кнопку Custom (Настроить), расположенную на вкладке Effect Controls (Управление эффектом). Возможно, чтобы увидеть эту кнопку, придется воспользоваться вертикальной полосой прокрутки. На экране появится диалог Flip Over Settings (Настройки вращения) (рис. 4.15).

Рис. 4.15. Диалог Flip Over Settings (Настройки вращения)

 

6. В поле Bands (Полосы) указывается количество полос (частей кадра), которые будут поворачиваться вокруг своей оси. Оставим количество, равное единице.

В поле Fill Color (Цвет заливки) следует указать цвет экрана, который отображается за поворачивающимся кадром. По умолчанию это серый цвет. Изменим его на синий.

7. Щелкните кнопкой мыши на образце цвета Fill Color (Цвет заливки). На экране появится диалог Color Picker (Выбор цвета) (рис. 4.16).

Рис. 4.16. Диалог Color Picker (Выбор цвета)

 

8. На вертикальной палитре, расположенной в средней части диалога Color Picker (Выбор цвета), щелкните на области синего цвета. Большая палитра, расположенная в левой части экрана, будет отображать оттенки синего цвета.

9. Щелкните на подходящем оттенке на палитре в левой части диалога.

10. Нажмите клавишу OK. Диалог будет закрыт, а в поле Fill Color (Цвет заливки) появится образец выбранного цвета.

11. Закройте диалог Flip Over Settings (Настройки вращения) нажатием кнопки OK.

Если теперь воспроизвести фрагмент последовательности с переходом Flip Over (Вращение), вы увидите синий фон в момент поворота кадра.

Предлагаем вам самостоятельно добавить переход Cross Dissolve (Перекрестное растворение) между клипами Clip04.avi и Clip06.avi и установить его длительность равной одной секунде.

Между клипами Clip06.avi и Clip03.avi переход задавать не будем. Этот фрагмент последовательности будет обрабатываться далее.

Установим переход из группы Wipe (Вытеснение) между клипами Clip03.avi и Clip02.avi.

1. Раскройте группу переходов Wipe (Вытеснение).

2. Найдите переход Spiral Boxes (Блоки по спирали).

3. Перетащите переход Spiral Boxes (Блоки по спирали) и поместите его между клипами Clip03.avi и Clip02.avi. Воспроизведите этот фрагмент последовательности.

Изменим свойства данного перехода.

1. Щелкните на прямоугольнике перехода, чтобы отобразить его свойства на вкладке Effect Controls (Управление эффектом).

2. Установите длительность перехода равной двум секундам.

3. Увеличьте значение поля Border Width (Ширина рамки) до 3.

4. Измените цвет рамки на синий. Для этого щелкните кнопкой мыши на образце Border Color (Цвет рамки) и в появившемся диалоге Color Picker (Выбор цвета) выберите подходящий цвет.

5. Нажмите кнопку Custom (Настроить), чтобы отобразить окно дополнительных настроек перехода.

6. В полях Horizontal (По горизонтали) и Vertical (По вертикали) появившегося диалога измените значения на, например, 20 и 16. Это увеличит количество фрагментов изменения изображения в кадре по горизонтали и вертикали.

7. Закройте диалог нажатием кнопки OK и воспроизведите фрагмент последовательности с переходом, чтобы посмотреть на сделанные изменения.

Добавьте любой видеопереход между клипами Clip02.avi и Clip08.avi. Поэкспериментируйте, чтобы подобрать наиболее удачный. Для замены перехода достаточно перетащить новый поверх уже установленного.

Клипы Clip08.avi и Clip09.avi пока оставьте без внимания. На примере этих сцен будет позже описан другой способ.

Между остальными клипами добавьте видеопереходы на свое усмотрение и настройте их параметры. Попробуйте поэкспериментировать с различными видеопереходами группы Iris (Оболочка), добавляя их между графическими файлами, расположенными перед последним клипом последовательности.

Примечание

Интересны переходы группы GPU Transitions (Переходы GPU). Данные переходы используют ресурсы графического процессора видеокарты, поэтому при просмотре в процессе монтажа могут отображаться не совсем гладко (это зависит от мощности вашей видеокарты). Данные переходы имитируют эффект переворачивающейся страницы, сворачивания сцены в сферу и другие трехмерные эффекты.

Добавление видеопереходов в фильм – процесс творческий. Его нельзя ограничить какими-либо шаблонами. Применение переходов и их видов зависит от самого фильма, его характера, динамичности и многих других факторов, поэтому чаще всего приходится экспериментировать, применив несколько переходов к одному и тому же фрагменту, чтобы выбрать наиболее подходящий.

Единственное, что можно посоветовать, – это не злоупотреблять разнообразием переходов в одном фильме. Чтобы выдержать единый стиль, старайтесь не применять больше двух-трех видов переходов в одном фильме, иначе это будет выглядеть непрофессионально. Конечно, бывают исключения. Все зависит от контекста фильма.

Быстрый поиск переходов и создание пользовательских корзин

Поиск нужного видеоперехода на вкладке Effects (Эффекты) занимает некоторое время. Необходимо отыскать папку группы перехода, открыть ее, найти нужный переход. Быстро найти нужный переход можно по его названию.

1. В поле Contains (Содержит) вкладки Effects (Эффекты) введите слово Cross. Будут раскрыты папки, где находятся переходы, в названии которых содержится это слово. Остальные переходы будут скрыты (рис. 4.17).

Рис. 4.17. Результаты поиска переходов по слову Cross

 

Обратите внимание, что при введенном слове Cross в поле Contains (Содержит) открылись четыре папки. В каждой них находится переход, содержащий слово Cross в своем названии. Несмотря на это, время на поиск перехода, например Cross Dissolve (Перекрестное растворение), значительно сокращается. Этот переход находится прямо перед вами на вкладке Effects (Эффекты).

2. Введите в поле Contains (Содержит) вкладки Effects (Эффекты) слово Wipe. Теперь на вкладке отобразятся только переходы, содержащие введенное слово в своем имени.

3. Поэкспериментируйте с другими словами из названий переходов.

4. Чтобы отобразить на вкладке Effects (Эффекты) все переходы, нажмите кнопку, расположенную в правой части поля Contains (Содержит). Эта кнопка появилась в версии CS3 программы Adobe Premiere. В предыдущих версиях программы необходимо было очистить поле Contains (Содержит), чтобы отобразить все переходы.

Внимание!

Поиск по ключевому слову на вкладке Effects (Эффекты) приводит к отображению и звуковых, и видеопереходов, а также звуковых и видеоэффектов. В этом можно убедиться, если ввести в поле Contains (Содержит) слово Black. При этом будет отображен видеоэффект Black&White (Черно-белый) и переход Dip To Black (Погрузить в темноту) (рис. 4.18).

Рис. 4.18. Результаты поиска по слову Black

 

Наиболее часто используемые переходы можно поместить в созданную вами папку (корзину) на вкладке Effects (Эффекты). В дальнейшем вы будете быстро находить эти переходы, так как не нужно будет извлекать их из разных папок. Создадим собственную корзину и поместим в нее несколько видеопереходов.

1. Закройте все папки на вкладке Effects (Эффекты).

2. Щелкните правой кнопкой мыши на пустом участке списка вкладки Effects (Эффекты). На экране появится контекстное меню (рис. 4.19).

Рис. 4.19. Контекстное меню вкладки Effects (Эффекты)

 

3. Выполните команду New Custom Bin (Новая пользовательская корзина). В списке появится новая папка с названием Custom Bin 01 (Пользовательская корзина 1).

4. Дважды щелкните на имени созданной корзины. Справа от значка папки появится поле ввода текста с именем корзины.

5. Используя клавиши Delete или Backspace, удалите название корзины и введите свое, например Мои видеопереходы. Нажмите клавишу Enter. Корзина будет переименована (рис. 4.20).

Рис. 4.20. Создана новая корзина

 

6. Найдите видеопереход, который хотите добавить в созданную корзину, например переход Cross Dissolve (Перекрестное растворение).

7. Увеличьте размеры окна с вкладкой Effects (Эффекты) так, чтобы можно было видеть и переход Cross Dissolve (Перекрестное растворение), и созданную папку Мои видеопереходы.

8. Нажав и удерживая кнопку мыши на значке перехода Cross Dissolve (Перекрестное растворение), перетащите его на значок папки Мои видеопереходы. При этом переход Cross Dissolve (Перекрестное растворение) останется в своей папке, а в папке Мои видеопереходы будет создана его копия.

9. Вышеописанным способом добавьте в папку Мои видеопереходы еще несколько переходов, например Zoom (Масштаб) из одноименной группы и Doors (Двери) из группы 3D Motion (Трехмерное движение).

Раскройте папку Мои видеопереходы. В этой папке находятся переходы, которые вы в нее добавили. Если вы часто пользуетесь этими переходами, теперь их будет нетрудно найти (рис. 4.21).

Рис. 4.21. Переходы, добавленные в пользовательскую корзину

 

Созданная вами папка будет присутствовать на вкладке Effects (Эффекты) и после перезагрузки программы Premiere Pro. Для ее удаления следует выделить папку и нажать клавишу Delete. Папки, созданные программой Premiere Pro (папки с желтыми значками), удалить нельзя.

Перебивки

Еще один способ сгладить резкую смену сцен – использование перебивки. Перебивка – это короткий видеофрагмент или статичная картинка, которые вставляются между сценами для сглаживания их смены. Перебивки можно также использовать для сокращения длительных сцен. В перебивке должны присутствовать кадры, которые не относятся ни к предыдущей, ни к последующей сцене, но имеют косвенное отношение к общему сюжету. Даже если фрагмент перебивки не имеет ничего общего с сюжетом, это может быть какой-то нейтральный кадр, имеющий отношение к месту съемки, участнику или событию фильма. Например, если вы монтируете два фрагмента, снятых в одной комнате, между ними можно вставить небольшой фрагмент с настенным календарем или часами, снятый в этой же комнате.

В данном фильме будет использована перебивка, чтобы обеспечить переход от клипа Clip08.avi к клипу Clip09.avi.

Посмотрите фрагмент последовательности при переходе от клипа Clip08.avi к клипу Clip09.avi. Несогласованность и временной разрыв между съемками этих клипов сразу бросается в глаза. Во-первых, сцены сняты в разных ракурсах. Во-вторых, расположение альпинистов относительно друг друга изменилось (обратите внимание на альпинистов в оранжевой куртке и в желто-зеленых брюках). Это дает основание предположить, что между съемками этих сцен прошло определенное количество времени.

В окне Project (Проект) содержится клип, который еще не был добавлен в последовательность. На его примере и будет создана перебивка. Это клип Clip12.avi. В нем снят вертолет на фоне гор. Заменим этим клипом переход между немонтируемыми сценами.

1. Перетащите клип Clip12.avi на дорожку Video 1 (Видео 1) так, чтобы его центр оказался приблизительно на стыке клипов Clip08.avi и Clip09.avi (рис. 4.22). При этом окончание клипа Clip08.avi и начало Clip09.avi будут подрезаны настолько, чтобы поместился клип Clip12.avi.

Рис. 4.22. Вставка клипа Clip12.avi поверх клипов Clip08.avi и Clip09.avi

 

Клип Clip12.avi слишком длинный для перебивки, поэтому его необходимо подрезать. Для этого воспользуемся инструментом Rolling Edit (Редактирование с прокруткой).

2. Выберите инструмент Rolling Edit (Редактирование с прокруткой), нажав соответствующую кнопку на палитре или клавишу N.

3. Установите указатель мыши на левой границе клипа Clip12.avi.

4. Нажав и удерживая кнопку мыши, перетащите границу клипа Clip12.avi вправо на одну секунду (информация о времени смещения появляется во всплывающей подсказке рядом с указателем мыши) (рис. 4.23).

Рис. 4.23. Смещение точки монтажа инструментом Rolling Edit (Редактирование с прокруткой)

 

5. При перемещении границы клипа обратите внимание на экран Program (Программа). Изображение в области просмотра экрана разделилось на две части. В левой отображается последний кадр клипа Clip08.avi, а в правой – первый кадр Clip12.avi. Используя инструмент Rolling Edit (Редактирование с прокруткой), вы одновременно подрезаете начало клипа Clip12.avi и восстанавливаете ранее подрезанные кадры окончания Clip08.avi, тем самым удлиняя клип. Соответственно точка монтажа смещается вправо.

6. Установите указатель мыши на правую границу клипа Clip12.avi.

7. Нажав и удерживая кнопку мыши, перетащите границу клипа Clip12.avi влево на 10 кадров. Вы сократили окончание клипа Clip12.avi на 10 кадров и на столько же удлинили начало клипа Clip09.avi, восстановив ранее подрезанные кадры.

8. Выберите инструмент Selection (Выделение).

Воспроизведите последовательность клипов от Clip08.avi до Clip09.avi. Теперь сцены, которые казались немонтируемыми, «перебиты» нейтральной сценой с вертолетом. Это отвлечет зрителя от не совсем корректной смены сцен и даст основание предположить, что между ними могло пройти некоторое время. При этом, как вы уже догадались, фрагмент перебивки может не иметь ни малейшего отношения к граничащим с ним сценам – клип с вертолетом для данного фильма мог быть снят где и когда угодно.

Между клипами Clip08.avi, Clip09.avi и клипом-перебивкой не было создано видеопереходов. В данном случае они не нужны. Можете попробовать добавить видеопереходы и посмотреть, что получится.

Было бы несправедливым обойти вниманием инструменты Slip (Скольжение) и Slide (Сдвиг). Вкратце опишем характер их работы, не вдаваясь в подробности. В дальнейшем вы сможете использовать эти инструменты в своих проектах.

1. Выберите инструмент Slip (Скольжение), нажав соответствующую кнопку на палитре инструментов или клавишу Y.

2. Попробуйте переместить клип Clip12.avi. Границы клипа будут оставаться на месте.

Несмотря на то что границы клипа Clip12.avi остаются на месте, в нем происходят некоторые изменения. События в этом клипе сдвигаются относительно временных границ. При этом экран Program (Программа) делится на 4 части (рис. 4.24).

Рис. 4.24. Четыре кадра на экране Program (Программа)

 

Верхние (маленькие) кадры отображают последний кадр клипа перед тем клипом, над которым производится действие, и первый кадр клипа, следующего за ним. Нижние (большие) кадры отображают первый и последний кадры клипа, над которым производятся действия. Глядя на эти кадры, легко найти наиболее удачную точку монтажа начала клипа с окончанием предыдущего и окончания клипа с началом следующего.

1. Выберите инструмент Slide (Сдвиг), нажав соответствующую кнопку палитры или клавишу U.

2. Попробуйте подвигать клип Clip12.avi.

Действие этого инструмента можно назвать обратным вышеописанному Slip (Скольжение). События в клипе относительно границ остаются неизменными, но сам клип перемещается вдоль видеодорожки, во время чего происходит подрезка или удлинение соседних клипов. На экране Program (Программа) вы также видите четыре кадра, только первый и последние кадры клипа, над которым производится действие, теперь вверху и неподвижны. В нижних (больших) кадрах при перемещении клипа происходят изменения – они отображают последний кадр предшествующего клипа и первый кадр следующего. Этот инструмент также предназначен для нахождения наиболее удачной точки монтажа между клипами.

Таким образом, можно использовать перебивки для монтажа, так как в некоторых случаях даже видеопереходы не могут сгладить резкого изменения картинки в кадре. Как и в случае с видеопереходами, злоупотреблять количеством перебивок в фильме не рекомендуется. Зритель просто перестанет понимать, что происходит на экране, если картинка в кадре будет все время резко меняться. Все приемы в фильме должны применяться по мере необходимости.

Резюме

В данной главе вы проделали большую работу, познакомившись с основными приемами видеомонтажа средствами программы Premiere Pro. Эти приемы были продемонстрированы на простых примерах, а назначение некоторых инструментов было затронуто лишь поверхностно. Программа Premiere Pro настолько богата возможностями, что в рамках данной книги осветить все невозможно. Тем не менее вы познакомились с основными средствами, которых более чем достаточно для любительского видеомонтажа.

На этом основной монтаж видеоряда можно считать законченным. Правильно и красиво «собранный» фильм – это уже полдела. В следующих главах вы будете дополнять ваш фильм новыми атрибутами и начнете с создания титров.

Создать бесплатный сайт с uCoz